Удивительное дело. Уже третий год, когда мы хотим навестить Copiapoa krainziana, дата нашего визита в Кебраду Сан Рамон выпадает на 1 декабря. Хотя наши маршруты в эти три года были совсем разными. Наверно в этом есть какой-то знак!
С утра мы привычно выезжаем из гостинице в Чаньярале и мчим в Тальталь, по пути размышляя о причинах наших неудач с "оккультой". За разговорами и созерцанием пустыни дорога проходит быстро. И вот мы уже паркуемся на пляже рядом со входом в Кебраду.
Накануне у меня сломались очки - выпал маленький винтик,держащий дужку. Но без вторых очков, я не могу его никак ловко вставить, хоть у меня с собой есть часовая отвертка. Поэтому при входе в кебраду я первым делом обшаливаю ржавые автомобили на свалке у дороги, чтобы найти кусок провода и расплести его на тонкие проволочки-"волокна", которыми собираюсь прикрепить дужку...
Провод я быстро нахожу. Правда на следующий день при хорошем освещении я все-таки выясняю, что запихивал винтик не с той стороны и проволочка мне не нужна!
Поднимаемся по кебраде. Дорога хоть и пологая, но идти достаточно тяжело. И дело не в том, что мы постарели на 3 года по сравнению с первым визитом, а в том, что мы впервые поднимаемся с утра при голубом небе и ярком солнце. Жара тает о себе знать. Кебрада только прогревается и спасительный ветер с океана еще не усилился...
Тут все до боли знакомо. Мы уже прошли тут 4 раза (два - вверх, и два обратно). Внизу как всегда невообразимого облика Copiapoi cinerea, совершенно любого облика только не "классического". Хотите колючие, хотите без колючек, хотите с белой прозрачной, хотите с рыжей...
Любоваться ими времени особо нет - на сегодня у нас цели весьма конкретные. Потихоньку ползем вверх, стараемся не форсировать темп движения. Тем не менее, GPS навигатор показывает, что мы уже преодолели отметку в 220 м н.у.м. значит мы скоро будем уже у цели. Можно было бы чуть подробнее описать подъем, но, с другой стороны, этому будет посвящен отдельный материал в первом номере интернет-журнала "Кактусы Кругдый Год" за 2018г.
Мы у цели! Видим множество "крайнциан", засместившихся на южном склоне ущелья (напоминаю, что в южном полушарии солнуце днем на севере). Лезем на склон, и вот уже видим перввые растения с цветками. Цветение небогатое, 1-2 цветка на побег. У "многоголовых" растений из 5-8 побегов цветки на 1-2 побегах во всей куртине...
При всей очевидности, что цветение должно быть, за 4 года наших поездок в Чили мы видели цветение далеко не всех видов копиапой.
Недавно я вновь листал книгу Шульца "Copiapoa-2006" - хороший, иллюстрированный справочник по этому роду. И поймал себя на мысли, что многие таксоны не проиллюстрированы фотографиями цветущих растений из природы. А если и проиллюстрированы, то далеко не всегда это фото самого Шульца, и не всегда из природы! Трудно заподозрить, что он специально так сделал, потому что цветки ему не интересны... Скорее всего, он многие растения в природе так и не увидел цветущими, несмотря на участие в нескольких экспедициях.
Цель достигнута - фотографии цветущих "крайнциан" сделаны. Опять едем в окрестности Лас-Бреаса искать "оккульту". Но все тщетно. Ну и хрен с ней, есть не менее прекрасное место - небольшой рыбацкий поселок Сифунчо, где прекрасный пляж и произрастает редкая Thelocephala weisseri. Не всем удается найти ее, но нам обычно везет.
Повезло и в этот раз. Мы ради приличия находим пару штук и идем купаться. Обычно океаническая вода в заливе достаточно теплая, не ниже +16-17, а если повезет и повыше. Но сегодня вода явно холоднее, не выше +14-15. При заходе в воду сразу сводит ноги. Поэтому наше купание заканчивается символическим омовением ближайшей волной и выскакиванием на раскаленный песок.
Обратно мы хотим вернуться не по Руте 5, а свернув чуть раньше на запад через Национальный парк Pan De Azucar (Сладкий хлеб если по русски). Два последних года многие дороги через парк были закрыты, т.к. их восстанавливали после разрушительного селя весны 2015 года. Сегодня все они восстановлены, и мы заезжаем через самый северный въезд.
Времени у нас не так много, поэтому мы хотим посмотреть только на телоцефалы (T.malleolata = T.odieri subsp.krausii). У нас есть одно прикормленное место, где мы знаем, как их искать.
Место не совсем узнаваемое, т.к. вода промыла глубокий труднопроходимый ров между шоссе и небольшим плато-долиной, на котором произрастает весьма многочисленная локальная популяция Copiapoa columna-alba. Тем не менее, находим б.м. приличный спуск в этот ров и выход из него с противоположной стороны. Копиапой очень много, но нас интересую телоцефалы. Скоро мы находим несколько растений. Все это пологое место во многих местах "прорыто" потоками воды, где-то глубоко, где-то не очень. По традиции подходим в краю большой промоины, разделяющей "плато" на 2 равновеликие половины. Т.к. и есть дождевые потоки не только приносят живительную влагу, но и способствуют гибели кактусов. Берега промоины изрядно подмыты, видны копиапои уже висящие "головой" вниз. А некоторые скорее всего рухнут в ближайшие месяцы. Также подмыты и телоцефалы. Одна практически при смерти, другие обрушатся с остатками грунта вот-вот, а третьи наверно в следующем году...
Но ничего не поделать, так жестоко устроен мир. Грань между пользой и вредом весьма условна. На этих философских размышлениях решаем закончить сегодняшний день и поехать ужинать в ресторан. По дороге видим фантастические песчаные пляжи юной части национального парка и в очередной раз понимаем, что крупному туристическому бизнесу тут не быть. Слишком холодный океан. Но быть может это и к лучшему!

Читать далее: 2 декабря 2017 г.